Александр Жуков: «Мы не волшебники, но кое-что можем»

Александр Жуков: «Мы не волшебники, но кое-что можем»

Благотворительный фонд Александра Жукова «Доброта» получил признание ООН.
Наверное, каждый из нас считает себя добрым человеком, забывая, что такое, собственно, доброта. Словарь Ожегова дает этому понятию четкое определение: «это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». И, заметьте, ни слова о собственной выгоде…

Мы с вами живем в такое время, когда сумасшедший темп жизни не дает возможности оглядеться по сторонам. Все сосредоточены на личных проблемах и как кони в шорах перемещаются по жизни из пункта «А» в пункт «Б». А оглянуться по сторонам стоило бы… На обочине можно разглядеть множество тех, кто нуждается в нашей помощи, у кого нет возможности самостоятельно найти свое место в жизни. Это и одинокие старики, и дети, оставшиеся без родителей. А сколько семей воспитывают детей с отклонениями в развитии и в силу обстоятельств живут за чертой бедности?

Наш земляк, Александр Алексеевич Жуков, в 2001 году создал благотворительный фонд с незамысловатым, но в то же время красноречивым названием — «Доброта»[x]. Вот уже почти 15 лет по мере сил сотрудники фонда и лично Александр Алексеевич помогают тем, кто в этом больше всего нуждается.

Недаром говорят: кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. В настоящее время Александр Жуков — известный воронежский политик, бизнесмен и меценат.

В этом году деятельность фонда «Доброта» получила международное признание.
С 30 июня по 3 июля в Женеве в европейской штаб-квартире ООН проходила уже ставшая традиционной международная конференция «Добровольчество – технология социальных преобразований». В этот раз она собрала 70 участников из более чем 20 стран мира. В их числе оказался и Александр Алексеевич.

Вернувшись из Швейцарии, президент фонда «Доброта» рассказал нам о своих впечатлениях.

— Александр Алексеевич, почему именно ваш благотворительный фонд заслужил право участия в таком статусном мероприятии?

— Мероприятие действительно значимое и статусное. Справедливости ради скажу, что фонд «Доброта» — явление не уникальное. К счастью, по всему миру действуют подобные организации, и для того, чтобы стать участником конференции, нужно было соответствовать главному критерию – иметь конкретные наработки в сфере благотворительности, а также опыт, которым можно поделиться с другими. Видимо, этим организаторы и руководствовались, когда приглашали меня в Женеву. Ведь согласитесь, за 15 лет существования нашего фонда наработок и опыта появилось очень много.


— Какова основная цель этой конференции?

— Основная цель – обмен опытом благотворительной деятельности на международном уровне. Ну и, кроме того, обсуждение таких актуальных тем, как увеличение вклада молодежи в развитие общественной дипломатии, гражданское просвещение и патриотическое воспитание, вовлечение в добровольческую деятельность различных категорий общества, пенсионеров, инвалидов…

Представитель Непала затронул тему участия волонтеров в ликвидации последствий различных катаклизмов по всему миру. Все мы помним о недавнем сокрушительном землетрясении в этой стране. Он с глубоким уважением говорил об участии волонтеров (в том числе российских) в ликвидации последствий этого стихийного бедствия.

В связи с развитием волонтерского движения возникает необходимость подготовки людей к подобным катаклизмам. Ведь одного желания помогать недостаточно. Нужно умение. Да и безопасность самих добровольных помощников обеспечивать как-то нужно. Не всегда местное население адекватно воспринимает стороннее вмешательство во внутренние проблемы. Причин этому много, но основную роль играют культурные, религиозные и национальные различия. Очень много нюансов. Волонтеры должны знать, что их ждет в принимающем государстве.

Нужен свод основных, единых правил взаимодействия. А конкретика для каждой отдельно взятой страны должна быть доработана на местном уровне. Такая инициатива значительно бы упростила работу волонтеров.

— В чем выразилось ваше участие в мероприятии и как это происходило?

— Я должен был провести презентацию фонда «Доброта». Волновался жутко. Ведь нечасто приходится выступать перед такой аудиторией, да еще и в другом государстве. Конечно, был строгий регламент, и за 10 отведенных мне минут рассказать обо всех этапах нашей 15-летней благотворительной деятельности было невозможно. Но я попытался сделать свое выступление максимально насыщенным и информативным. А чтобы как-то восполнить нехватку времени, мой доклад был дополнен фотопрезентацией работы фонда.

— И как участники восприняли ваш доклад?

— Оказалось, что волновался я зря. Чуть ли не сразу после доклада ко мне стали подходить люди и задавать множество вопросов. Их интересовало все: с кем мы работаем, источники финансирования, проводимые и планируемые мероприятия.- А что вы для себя вынесли полезного из конференции?

— Уверен, что все, что я услышал и увидел на конференции, так или иначе мне пригодится в жизни. Это поистине бесценный опыт. Но особенно меня впечатлила работа благотворительной организации из Перми.

Бабушки из местного дома престарелых вяжут носочки и варежки для воспитанников детского дома. Это ведь здорово. Пенсионеры и дети-сироты, многие из которых до этого момента чувствовали себя никому не нужными, получили подтверждение, что они не одни в этом большом мире. Они начинают созваниваться, переписываться, и это общение помогает пожилым людям и воспитанникам детского дома найти себя.

Ведь ребенок, несмотря на усилия педагогов и воспитателей, закрыт в четырех стенах, он не видел мир. Старики тоже в четырех стенах, но они его уже видели. Они многому могут научить ребенка, поделиться жизненным опытом и подготовить его таким образом к взрослой жизни. В этой ситуации выигрывает и одна, и другая сторона.

Я обязательно в Воронеже подобный проект запущу.

— Кстати, какие значимые проекты проводил и проводит фонд «Доброта»?

— У нас нет значительных и незначительных, заметных и незаметных проектов. Мы всегда делаем что можем. Постоянно работаем с детскими домами, с домами престарелых, с интернатами. И не считаем заботу о нуждающихся достижением.

Я считаю, что нельзя гордиться собой, помогая одиноким старикам, многодетным семьям, воспитанникам детских домов.

Создавая фонд социальной поддержки и защиты населения «Доброта», я ставил перед собой цель дать помощь тем, кому она действительно необходима.

Ведь слезы наворачиваются, когда видишь молодую женщину, которая в одиночку воспитывает сына–инвалида. Ребенку уже 10 лет, а он себя самостоятельно обслужить не может. А мама не имеет возможности устроится на работу, потому что не может оставить сына без присмотра. Таким семьям мы оказываем адресную помощь. Закупаем одежду, памперсы, постельное белье, игрушки, сладости. Причем стараемся предварительно выяснить все потребности семьи, заветные желания ребенка. Мы не волшебники, но кое-что можем.

— Есть ли какие-то основополагающие принципы работы вашего фонда?

— Самый главный принцип, которого мы придерживаемся: «Лучше сделать немного, чем не сделать ничего».
Не можем мы, к сожалению, обеспечить всех нуждающихся всем необходимым. Но я давно понял, что наравне с материальной составляющей не менее, а может, даже и более важно душевное участие и простое внимание.

Когда я, отдав крупицу своего сердечного тепла, вижу, как радуются дети и светятся глаза стариков, я чувствую, что все это не напрасно. Для многих наших подопечных я уже давно «Дядя Саша». А это для меня многое значит.

— Какого результата вы ждете, оказывая помощь воспитанникам детских домов и интернатов?

— Самая главная цель – социализация детей и подготовка их ко взрослой жизни. Ведь при всем желании воспитатели и педагоги не в силах дать им то, что они могут получить, общаясь со своими сверстниками, живущими в нормальных условиях в полных семьях.

Например, воспитанники Аннинской специализированной школы — очень сложные дети. У каждого очень тяжелая судьба. Многие из них, несмотря на нежный возраст, совершили тяжкие преступления. Подготовить таких ребят к полноценной жизни в обществе очень трудно. Но мы стараемся. Пытаемся энергию мальчишек в мирное русло направить.

Мы создали у них футбольную команду. Форму купили, спортинвентарь. И ребята первые места занимают в соревнованиях. В Воронеж приезжают в футбольных турнирах участвовать. Мы к ним с командами приезжаем.

Еще пример. У нас в Воронеже проходит шахматный турнир имени Чуносова. Андрей Чуносов – один из воинов интернационалистов, погибших в Афганистане, выпускник 57-й школы.

Турнир проводится уже лет 14. Пригласили этих ребят. Никто не ожидал от них такой реакции и заинтересованности. Воспитатели и педагоги были в шоке. За детьми не надо было смотреть. Они все сидели и увлеченно играли в шахматы. Когда после турнира их повезли обратно, у многих даже слезы на глазах были. Пообщавшись со своими сверстниками, большинство решило кардинально поменять свою жизнь.

Это говорит о многом. Если хоть небольшой процент из этих ребят за счет организованных нашим фондом мероприятий станет на путь исправления и социализируется, можно говорить, что все, что мы делаем, не зря.

Когда эти трудные дети имеют возможность выйти из рамок, в которые их поместила жизнь, общаются со своими сверстниками, участвуют в мероприятиях, они начинают жить другой, полноценной жизнью. Это все ломает сложившиеся у них стереотипы. А им это необходимо.


— А как обычные дети относятся к участию в проектах вашего фонда?

— Одна из обычных воронежских школ участвует более 10 лет в одной из наших акций. Мы приобретаем на свои средства ткани и необходимую фурнитуру. А на уроках труда девочки шьют пеленки, распашонки, мягкие игрушки — и все это передается в детский дом. Причем мы только организуем транспорт, а школьники сами едут к тем детям, кому они это все делали.

Они общаются с ними весь день. Кормят, гуляют с ними, укладывают спать. Ведь пеленки и игрушки не главное. Главное – простое человеческое общение. А маленькому ребенку, обделенному теплотой и лаской, это нужно больше всего.

Кроме того, такие поездки наглядно демонстрируют девочкам-школьницам, как это — жить без материнской ласки и внимания. Они же сами будущие матери. Я уверен, что ни одна из этих девочек в будущем не откажется от своего ребенка, что бы ни произошло в ее жизни.

Когда впервые в этой школе был проведен конкурс сочинений на тему «Что такое доброта?», учителя были поражены глубиной чувств своих учеников.

Один мальчик (они тоже иногда участвуют в подобных мероприятиях) написал о своей поездке в детский дом. О своем дне, который он провел с маленьким детдомовцем. Самым ярким впечатлением для него были глаза ребенка в тот момент, когда тот его провожал. Он понял, что не вернуться сюда не может.
Дети после таких событий начинают смотреть на мир другими глазами и по-другому многое воспринимать. А для правильного взросления это необходимо.

Мы, взрослые, не всегда понимаем, что происходит в душе у детей. Не всегда понимаем, насколько они могут быть человечнее нас.


— Какие дальнейшие планы у вашего фонда?

— Продолжать делать то, что и делали раньше. С каждым годом в Воронеже становится все больше неравнодушных к чужому несчастью людей. И в связи с этим у нас появляется больше возможностей.
Я уже давно стараюсь не ограничивать работу фонда границами Воронежской области.

Атипичная пневмония в Азии – фонд собирает контейнер для отправки. В Украине война началась – снова помощь отправляем. В Донецкие и Луганские детдома уже два грузовика отправили. Новая отправка готовится.

Помогать друг другу надо. Иначе никак. И делать добро нужно бескорыстно. Ведь на Руси всегда говорили – красота до вечера, а доброта навек.

ФОНД ДОБРОТА

ПОДЕЛИТЬСЯ:

RUS / ENG